Как «Дорога жизни» спасла блокадный Ленинград

Как «Дорога жизни» спасла блокадный Ленинград

Ленинградская Дорога жизни, или Военная дорога № 101, представляла собой колонны грузовиков с продовольствием и боеприпасами, которая двигалась без остановок к голодающим ленинградцам по льду Ладожского озера, в самые сложное для Ленинграда время. Многие водители «полуторок» погибли под обстрелами гитлеровских самолетов или утонули, провалившись под тонким льдом озера.

В ходе ожесточенных боев, 8 сентября 1941 года, немецко-фашистские войска группы армий «Север» захватили город Шлиссельбург, расположенного на побережье Ладожского озера. Это позволило оккупантам замкнуть смертельное кольцо вокруг Ленинграда, второго по численности населения города СССР. Почти полумиллиона солдат Красной Армии, фактически все силы Балтийского флота и около трех миллионов мирных ленинградцев оказались отрезанными от коммуникаций. Началась блокада Ленинграда.

С наступлением зимних морозов ленинградские власти и советское военное командование стали продумывать варианты снабжения окруженного города. Выбрали речной путь, он оказался безальтернативным на этом этапе осады. Так, в самое суровый период жестокой осады, единственным маршрутом, который связывал Ленинград с материком, пролег через Ладожское озеро.

Как прокладывали Дорогу жизни

Полуторка
Архивное фото

Зима в 1941 году вступила в свои права рано, в ноябре команды, в которые вошли гидрографы и военные разведчики вышли на тонкий лед Ладожского озера, который не превышал и 10 см, чтобы определить контуры будущего ледового пути, который в истории известен, как «Дорога жизни». С рассветом 17 ноября подразделение воинов 88-го отдельного мостостроительного батальона выдвинулась на восточное побережье озера. Бойцы в неблагоприятных погодных условиях, с риском провалиться под лед, проехали 30 километров и отметили маршрут маркерами.

Не теряя времени, машины и повозки, запряженные лошадьми с продовольствием, медикаментами, а главное с хлебом и мукой, двинулись в сторону Ленинграда по «Дороге жизни» или, как ее официально называли, «Военной дороге № 101».

По тонкому льду

Организаторам событий: Сценарий Блокада Ленинграда

На озере со временем лед становился все толще, количество машин, шедших с провизией по Дороге жизни становилось больше. Тем не менее безопасней маршрут не стал и только за первый месяц десятки автомашин провалились под лед и затонули. Для предотвращения таких катастроф, были разработаны специальные правила для Военной дороге № 101, утверждены рекомендации по скоростному режиму и дистанции между машинами.

Безопасность на «Дороге жизни» обеспечивали 300 инспекторов дорожного движения. Функцию инспекторов в большей степени выполняли женщины, в белом камуфляже, с флажками и фонариками. Из-за белого одеяния участники маршрута их прозвали «Белые ангелы». К сожалению, они были хорошо видны не только водителям-красноармейцам, но немецким снайперам и летчикам Вермахта.

Важную функцию по охране Военной дороге № 101 выполняли две дивизии НКВД. Атаки вражеских самолетов отбивали несколько полков истребителей и зенитные батареи, которые были расположены прямо на ладожском льду. Велась и борьба с вражескими диверсантами. Достаточно много милиционеров охраняли склады, разрезку и погрузку от мародеров.

Уничтожить любой ценой

Блокадный Ленинград
Архивное фото

Дорога жизни не давал привести в исполнение приказ фюрера заморить город голодом. Гитлеровцы постоянно атаковали жизненно важный маршрут, с примирением дальнобойной артиллерии и авиации. Бомбардировщики вермахта старались поразить не отдельные цели, а участки, чтобы расколоть лёд, чтобы образовавшиеся полыньи служили для машин смертельными ловушками. Организовывались немцами диверсии, работали снайперы. В этом случае полыньи отмечали специальные бригады, которые полностью контролировали трассу.

Весной 1942 года на озере возобновилось судоходство. Хотя у Ладожской военной флотилии врагов стало еще больше. Моряки-красноармейцы отбивали атаки не только немецких бомбардировщиков, но и итальянских торпедных катеров, которые атаковали наши суда, выдвигаясь с финской военно-морской базы в Лахденпохье.

Несмотря на усилия враг так и не смог поменять в свою пользу ситуацию на Ладожском озере. Враг также не смог помешать прокладке по дну озера в мае-июне 1942 года магистрального трубопровода, который снабжал блокадный Ленинград стратегически важным топливом.

Дорога жизни — дорога к победе

Наступательная операция Искра
Архивное фото

В конце января 1943 года войска Ленинградского и Волховского успешно провели наступательную операцию «Искра». Враг был разбит, блокада Ленинграда была окончательно снята и в город стало регулярно поступать продовольствие, но уже в основном по железной дороге. За две зимы, пока работала знаменитая Дорога жизни, голодающим ленинградцам было завезено более миллиона тонн грузов, почти полтора миллионов мирных жителей, включая стариков и детей, были эвакуированы в тыл.

В период действия жизненно важного маршрута под лед ушло не менее трехсот машин. Количество бойцов красной Армии, матросов Балтийской флотилии, сотрудников служб безопасности и гражданских служащих, погибших за то, чтобы функционировала «Дорога жизни», невозможно точно подсчитать.

КАНУН РЕКОМЕНДУЕТ:

© КАНУН

Сайт-каталог вспомогательных материалов для организаторов событий, предлагает профессиональные сценарии праздников на каждую красную дату в календаре России: сценарии на Новый год, Рождество и другие. Важное место, среди публикаций, занимают патриотические сценарии, поздравления и пожелания воинам ВС РФ. Режиссерам массовых представлений будут интересны сценарии мероприятий, игровые программы для детей и взрослых и тематические статьи, в которых раскрывается тема патриотизма.

Что будем искать? Например,Сценарий праздника

Мы в социальных сетях