Красивая история России в песнях отражает всю суть многонациональной страны, лучшие хиты своего времени, это народные песни, военные марши, эмоциональные романсы, пронзительные строки советских и современных авторов.
Эта песенная культура, безусловно, значима при описании того или иного периода родной истории. КАНУН выбрал одни из значимых песен разных отрезков летописи самого большого и многоликого в мире государства.
Марш Преображенского полка
Преображенский полк был основан Петром I в 1691 году и при жизни царя имел свой марш : известно, что он игрался в 1721 году на праздновании победы в Северной войне. Позже, в 19 веке, марш исполнялся вместе с солдатской песней («Турки знают нас и шведов …»), чтобы прославить деяния первого императора и его войска. До издания гимна Российской империи («Боже, Царя храни») в 1833 году Преображенский марш считался неофициальным гимном России. Композитор: Сергей Марин, прошедший карьерный путь от простого подпоручика Преображенского полка до флигель-адъютанта Императора Александра I.
Песня «Калинка»
«Калинка» — отнюдь не народная песня. Она была написана в народном стиле композитором и поэтом Иваном Ларионовым, написавшим и слова, и исполнена в рамках самодеятельного домашнего спектакля. Песню популяризировал певец и собиратель народной музыки Дмитрий Агрениев-Славянский . В 1868 году он основал хор «Славянская капелла», с которым выступал в России и за границей и включил в свой репертуар «Калинку». Так песня стала известной.
Романс «Очи черные»
Текст этого знаменитого русского романса был написан украинским поэтом Евгением Гребенкой на музыку Флориана Германа, немца, жившего в Российской империи. «Очи черные» («Очи черные») были впервые опубликованы в 1884 году и прославились благодаря Федору Шаляпину, исполнявшему его во время своих мировых турне. Шаляпин добавил к тексту несколько стихов, которые посвятил своей будущей жене Иоле Торнаге, итальянке.
Криминальный романс «Мурка»
В начале 20 века, после прихода к власти большевиков, песни жуликов составляли важную часть русской культуры. Почему это произошло? Сегодня искусствоведы объясняют это так: негласный большевистский лозунг «кто был ничем, становится всем» и ненависть к буржуазии были очень близки настроению жуликов, которое также процветало в те годы. «Мурка» — одна из самых известных криминальных песен, повествующая о романтике воровского мира. Конечно же с очень личным идеальным образом женщины.
Песня военной поры «Синий Платочек»
РЕКОМЕНДУЕМ: Что такое туризм
В «Вальсе с синим платком» война не упоминается; и все же она стала одной из самых известных военных песен. Написанный в 1940 году композитором Ежи Петербургским, поэт и драматург Яков Галицкий, присутствовавший на премьере, написал текст для вальса, в котором речь идет о девушке, прощающейся со своим возлюбленным. После того, как эту песню спела великая советская певица Лидия Русланова, «Сини платочек» стали одним из самых громких советских хитов. На следующий год грянула война и Русланову отправили на фронт, где она повторила «Сини платочек». пел для бойцов Красной Армии. «Еще в первые дни войны стало заметно, что наряду с суровыми строками «Идет война народная, война священная» согревают солдатское сердце спокойные, лирические слова песни «Сини платочек». вспоминал фронтовой поэт Алексей Сурков. На тему «Синего платка» поэт Борис Ковынев сочинил строки, прославившиеся на весь СССР: «22 июня, ровно в 4 часа, бомбили Киев; нам сказали, что война началась».
Знаковая песня «Священная война»
Эта песня была написана через два дня после начала войны известным поэтом Василием Лебедевым-Кумачом, удостоенным Сталинской премии. Его пели пять раз подряд на Белорусском вокзале в Москве перед отправкой войск на фронт, но до октября 1941 года исполняли редко; это считалось слишком трагичным. Строки песни были не о быстрой войне, а о тяжелом, смертельном сражении. Однако после 15 октября, когда вермахт взял Калугу, Ржев и Калинин, стало ясно, что война будет изнурительной; как поется в песне.
Тогда «Священная война» стала чем-то вроде неофициального гимна: ее крутили по национальному радио каждое утро после звонка кремлевского звонка. «Мы боремся за свет и мир, они борются за царство тьмы» было как бы напоминанием о смысле этой борьбы.
Легендарная песня «Катюша»
Еще одна русская песня с «народным мотивом» — «Катюша». Она была написана незадолго до Великой Отечественной войны композитором Матвеем Блантером на текст Михаила Исаковского, премьера состоялась в 1938 году. Из-за названия песни советские солдаты прозвали знаменитую реактивную установку, принятую на вооружение в первые годы Великой Отечественной войны, «Катюшей». Ведь по словам песни, девушка Катюша только и ждет, когда ее возлюбленный, находящийся «на дальней границе», вернется домой с войны.
Призывная песня от Виктора Цоя «Мы ждём перемен!»
Автор песни Виктор Цой никоим образом не собирался протестовать или заниматься политикой, но именно так она была истолкована и вошла в историю. Прозвучав в конце фильма Сергея Соловьева «Асса», она стала хитом и самой главной песней эпохи перестройки. Видимо потому, что в ней очень резко артикулировался давно созревший в обществе чуть ли не к концу СССР запрос: «А вдруг мы боимся что-то менять», — говорится в песне как речь о главной причине, почему никогда ничего не происходит. , идет. Здесь сочувствовала вся страна.
Песня на смене эпох «Бухгалтер»
После распада Советского Союза в популярных образах появилась новая фигура: средний бухгалтер. В 1991 году женская поп-группа «Комбинация», поющая в стиле ABBA, записала нетипичную, «грубую» песню об обычном человеке, работающем в пыльном офисе и до сих пор не способном сбалансировать свои дебеты и кредиты. Тем не менее, главная героиня его песни предпочитает именно его «иностранцу» и «сыну миллионера».
Песня уже много лет является хитом на всех корпоративных вечеринках, потому что тонко передает, кто сейчас в постсоветском пространстве распоряжается жизнью. Раньше это был какой-нибудь заведующий колбасным отделом в общепите, который вел учет и мог продать недостающее из-под стола, но в новой России это был, несомненно, бухгалтер. Человек, умевший умело скрывать прорехи в домашнем бюджете, не привлекая внимания налоговых органов.
Конечно, не каждый бухгалтер в 90-х годах воспользовался своим положением и занялся криминальной деятельностью. Но честный и бедный бухгалтер представил не менее впечатляющую картину новой страны: это «маленький человек», который день за днем считает большие, но иностранные деньги.
Рождённая войной песня «Комбат»
Группа «Любэ» записала эту песню к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1995 году. На самом деле, однако , это было связано с войной, которая в то время действительно шла — первая чеченская. Под ухабистый припев они поют о тяжелых буднях комбата, который каждый день рискует получить «свою пулю».
«Комбат» стал началом славы «Любэ», ведь группа прославилась своими патриотическими песнями и лирическими героями, которые всегда готовы рискнуть своей жизнью за Родину.
Знаковая композиция «Владивосток 2000»
В 1998 году россияне помнили ужасный экономический кризис: рубль резко упал, оставив тысячи людей без работы и средств к существованию. Однако еще одним новаторским событием этого года стал приход MTV в Россию. Прежде чем станция вышла в эфир, приходилось искать на пиратском рынке редкие иностранные песни. Считается, что с приходом MTV Россия действительно стала частью глобального мира: культурная экспансия развернулась в полную силу, и MTV сформировало вокруг себя целую субкультуру, которая и продиктовала тренд на следующее десятилетие.
Видеоклип группы Мумий Тролль «Владивосток 2000» стал первым видеоклипом, вышедшим в эфир на российском MTV. Песня об одном из ожидаемых на 2000 год постапокалиптических сценариев, в который россиянам было так легко поверить в 1998 году среди всех потрясений.
Протест «Я сошла с ума»
Нулевые здесь. Пришло время искать другие способы создания других ценностей. Группа, а точнее эстрадный дуэт ТАТУ, состоящий из 14-летней Юлии Волковой и 15-летней Елены Катиной, имел большой успех в конце 2000-х с синглом «Я сошла с ума» («Я сошла с ума»). По словам продюсера Ильи Шаповалова, несовершеннолетние девушки должны изобразить двух влюбленных школьниц. Лирика соответствовала тому, как в то время относились к проблеме ЛГБТ в России. Явная провокация песни, граничащая с законностью (в частности, в Великобритании продюсер подвергался критике за пропаганду педофилии и агрессивного квирбейта), ТАТУ стали поп-иконой в России и одной из самых известных групп за пределами страны, группой с всемирная популярность. Три года спустя они приняли участие в конкурсе песни «Евровидение» с песней «Не верь, не бойся, не спрашивай» и заняли третье место.
© КАНУН: Публикации
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы быстрее других получать свежие материалы и сценарии праздников:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ