Забавная статья в газете «Московские ведомости» столетней давности свидетельствует о «церемониальном» излишестве в еде и питье, когда празднуется Масленица.
Масленица, также известная по-немецки как Масляная неделя, праздновалась во всех семьях на Руси — от самых бедных, которым приходилось целый год копить деньги, чтобы иметь возможность отпраздновать праздник весны и плодородия, до царской семьи, которая наслаждалась различными банкетами, балами и другими развлечениями. Несмотря на то, что празднования в городе и в сельской местности могли существенно различаться, у них все же была одна важная общая черта: все практиковали традиционное, «церемониальное» излишество в еде и питье.
Сто лет назад газета «Московские ведомости» опубликовала юмористический репортаж о праздновании Масленицы в Москве. Мы в очередной раз напоминает нам об этой забавной истории.
Первый день Масленичной недели: Где-то пекут блины. Принято считать, что они, вероятно, будут подготовлены в первую очередь. Обычно это так называемые «комки». Это не имеет значения, потому что за ними всегда выстраивается достаточно людей. Кстати, шнапс из белой лучины тоже помогает против этих «комочков». Блины едят и правые, и левые. После первых блинных комочков они встают и начинают шататься: то ли от непривычки, то ли оттого, что ягоды рябины «облегчили» им задачу.
День второй: Ситуация стала значительно серьезнее. Сегодня блины пекут из пшеничной и гречневой муки, с начинкой и без нее. Есть также еда, которую хозяйки дома предлагают только с неудовольствием и сопровождают ругательствами, в том числе лосось и черная паюсная икра. Потому что ни о какой зернистой икре не может быть и речи — это только мечта. Красную икру получают только прогрессисты. Нельму просто не заподозрить в подстрекательских заговорах.
Среди рестораторов донскую рыбу называют «истинным статским советником», а блины, которые к ней подают, — «блины с генералом». И вот, во имя трезвости, вводимой по всей стране, начинается уничтожение различных травяных ликеров, зубровки, вермута или сладкого смородинового вина. Вскоре после этого на улицах появляются первые неясные фигуры с унылыми взглядами, походка которых, по крайней мере, еще более прямая.
Третий и четвертый дни: блины, насколько хватает глаз. Результатом является общий запор, который тесно связан с чрезмерным употреблением блинов. Существует огромная потребность в лекарствах для борьбы с этим неприятным заболеванием. К ним относятся коньяк марки Шустов, вино Мадера, вино с Тенерифе или чистый русский самогон. У других свой рецепт: виски и темное пиво портер из Англии.
На сельской вечеринке заключают «пари» на то, кто съест больше блинов и выпьет больше водки.
Запах блинов постепенно начинает действовать вам на нервы. В пылу событий на улице вспыхивает стычка между несколькими интеллектуалами. Сначала предполагалось , что это драка между правыми и левыми, но, как оказалось, это были просто пьяные люди без какой-либо партийной принадлежности, которые устроили драку. Теперь лекарства из винных магазинов и других лавок перестают действовать, поэтому приходится прибегать к мятному ликёру и газировке. Вот это Масленица!
Дни шестой и седьмой: Это удачная пародия на вавилонское смешение языков, когда все используют непонятные языки для общения. Дионис, должно быть, поменял их местами после того, как обнаружил, что пирамида Блинов была настолько велика, что она возвышалась бы даже над такой башней, как в Вавилоне.
Некоторые граждане больше не могут сказать «папа» и «мама». Другие даже начинают бормотать про себя «рыбьи названия». Но блины по-прежнему едят в изобилии. Мудрые люди, которые зорко смотрят в темное будущее, боятся голода. Алкоголь по-прежнему льётся рекой. По какой-то причине рестораны, где подают блины, напоминают пассажирские суда, покрывающиеся высокими волнами.
На улицах можно встретить всякого рода фигуры: одни едва шевелятся, другие уже падают, третьи лежат, и, наконец , такие, которые выглядят как мертвые. В домах же устраиваются пиры с блинами и всевозможными речами. Но раздутые животы бьют по головам ораторов, и они путают в своих речах события и имена.
День седьмой: последний день (к счастью). Огонь почти потух , и атмосфера наполнена цветами, исходящими от растений, приготовленных на блинном празднике. Но теперь на смену оргии приходит диета. Вид блинов вызывает мысли о кровной мести. Многие сейчас впали в ярость от ненависти к вещам, напоминающим нам о наслаждениях наших вкусовых рецепторов.
Так, в отчете участкового инспектора с литературным образованием говорится, что в ресторане «Ягодка» прогрессивный купец, явно осуждавший русское чревоугодие и проповедовавший строгую воздержанность, разбил все бутылки на полу и от злости чуть не обделался яйцами. Но автор протокола, видимо, был весьма немногословным человеком, поэтому не стоит полагать, что он считал прогрессивного торговца осетром. Нет, здесь нет никакого более глубокого смысла, все просто на духовном уровне.
Наконец, Масленица заканчивается грустным вздохом и покаянными молитвами: Дайте нам квашеной капусты — и рассола!