Произведения этих русских писателей входят в обязательное чтение в российских школах, ими восхищаются читатели России и любители классических книг за рубежом, восхищаются поколений критиков всех времен.
Продолжаем знакомить вас с творчеством самых выдающихся русских прозаиков и поэтов. Первую часть вы можете прочитать здесь.
Антон Чехов (1860-1904)

«Краткость — сестра таланта» — самый известный афоризм Чехова. И он был мастером коротких рассказов, которые порой превосходят по силе воздействия некоторые великие романы. Чехов был первым, кто сосредоточился не на преувеличенном драматизме, а на повседневной жизни. Персонажи его рассказов часто растворяются в рутине и обстоятельствах, не имея никаких собственных амбиций.
В то же время Чехов был блестящим драматургом и, вероятно, наиболее известен своими пьесами, которые ставятся по всему миру. Он писал о вымирании дворянства как класса, одновременно выражая мнение, что вчерашние слуги были лучше приспособлены к реальной жизни, чем изнеженные аристократы. И каким-то образом он, казалось, предвидел большевистскую революцию или, по крайней мере, возникновение нового мира, который придет на смену старому.
Иван Бунин (1870-1953)

Бунин был первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе (1933). Его главным конкурентом на премию в то время был советский писатель Максим Горький. Вероятнее всего, это было политическое решение Нобелевского комитета почтить память Бунина, эмигрировавшего из России во Францию после большевистской революции 1917 года (он описал безумие этого периода и хаос гражданской войны в своем автобиографическом произведении «Окаянные дни»).
Шведская академия отметила, что он «с чистотой и артистизмом продолжает и развивает традиции русской классической прозы». В этом смысле Бунина можно назвать последним великим русским писателем XIX века.
Однако он пошел дальше своих весьма реалистичных предшественников. Бунин не отличался глубокой психологией, не разрабатывал мотивов и подробного сюжета. Он использовал символику, полутона и аллюзии, предоставив их развитие воображению читателя. Такие его шедевры, как «Митина любовь» или «Темные аллеи», даже эротичны, хотя и не описывают ничего сексуального в строгом смысле. В классической повести Бунина «Человек из Сан-Франциско» показано, как даже очень богатый и уважаемый человек поддается судьбе и обстоятельствам… и как бесполезны становятся его деньги после его смерти.
Владимир Маяковский (1893-1930)

Начало XX века стало уникальным периодом для русской поэзии, породившим целое поколение талантливых поэтов, сформировавших различные стили и формы (этот период получил название Серебряного века). И даже в этой среде Владимир Маяковский выделялся. Он был революционным поэтом, полностью порвавшим со старыми поэтическими «законами», старыми классическими рифмами и ритмами. Он мастерски играл с предложениями, структурой и формой стихотворения.
Маяковский был одним из ведущих представителей футуристского движения. Он восхвалял большевистскую революцию и принимал мятежный дух новой эпохи. Он также внес вклад в пропаганду, создав лозунги для плакатов и рекламы.
Маяковский был советской суперзвездой, гастролировавшей по всему миру (и даже в США, где позже без его ведома родилась его дочь). А его личная жизнь была отражением его открытой поэзии, поскольку он жил со своей музой Лилей Брик и ее мужем Осипом Бриком (который также был издателем Маяковского). В 1930 году Маяковский покончил жизнь самоубийством при до сих пор невыясненных обстоятельствах.
Михаил Булгаков (1891-1940)

Михаил Булгаков — писатель необычайно большого и разностороннего таланта, и порой трудно поверить, что все его столь разные произведения написаны одним и тем же человеком (врачом по профессии).
Свой литературный талант и навыки он развил, работая молодым врачом в отдаленной провинциальной деревне во время Первой мировой войны, как он описывает в «Записках юного врача». Позже он стал очевидцем самого бурного периода — гражданской войны в России — и отразил этот хаотичный кошмар и гибель старого мира в своем романе «Белая гвардия». Впоследствии он писал полуфантастические рассказы, сочетающие в себе науку, медицину и сатиру на советскую действительность, например, в «Собачьем сердце».
Наконец, дело всей его жизни — «Мастер и Маргарита», магический реализм, в котором, с одной стороны, изображен Дьявол, посещающий советскую Москву, а с другой — Иисус, проводящий последние дни своей жизни. Считается, что женский персонаж, который превращается в ведьму и заключает договор с Дьяволом, был основан на реальном примере; Говорят, что именно жена Булгакова тайно работала на советскую спецслужбу.
Борис Пастернак (1890-1960)

При жизни Борис Пастернак был известен прежде всего как поэт и переводчик стихов. Но затем он написал «Доктора Живаго» — роман, который придал его судьбе новый поворот и стал важной вехой в мировой литературе. В СССР он подвергся цензуре и был впервые опубликован в Италии (при участии ЦРУ, использовавшего его в качестве инструмента пропаганды против советского государства). За этот роман Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе, но подвергся таким преследованиям в СССР, что вскоре умер… «Не читайте Пастернака, осуждайте его» — такова была поговорка того времени, которая вкратце передавала безумие ситуации того времени.
В этом произведении он якобы описывал гражданскую войну, но по сути своей это был роман о человечности, о любви и смерти, о смысле жизни и о самой вселенной. И он был совершенно неподходящим для советской эпохи, потому что роман не изображает большевиков в положительном свете, а показывает, как варварски они действовали и как они испортили жизни многих людей.
Роман был впервые официально опубликован в СССР в 1988 году и в настоящее время входит во все школьные и университетские списки литературы. Он считается одним из важнейших романов XX века.